25.12.2018
Организация финансового просвещения в МКОУ «
Аранинская СОШ им.Р.Г.Гамзатова»
Организация финансового просвещения в школе должна строиться с учетом возрастных, социальных и психологических факторов, которые влияют на формирования у человека финансовых знаний, установок и привычек (устойчивых моделей финансового поведения).
Учет этих факторов и индивидуальных особенностей
«получателя» просветительской информации определил содержание программ
финансовой грамотности, и наиболее результативные способы и формы финансового
просвещения в МКОУ
« Аранинская СОШ им.Р.Г.Гамзатова»
Введение «Основ Финансовой грамотности в МКОУ «
Аранинская СОШ им.Р.Г.Гамзатова»планируется
в два этапа:
I этап - подготовительный (II полугодие 2018-2019 у.г.) - в ходе которого пройдут семинар-совещание для педагогов школы, Неделя финансовой грамотности, в которой примут участие обучающиеся 1-11 классов, встречи с работниками финансовых организаций, семинар для родителей и др.
IIэтап - введение курса «Основы финансового просвещения» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Обществознание», как погружение в тему через реализацию 10 часовых образовательных модулей.
Образовательный модуль «Финансовая
грамотность», в количестве 10 часов, предоставляет обучающимся возможность
использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с
деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных
финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового
учета до долгосрочного - планирования личных финансов для выхода на пенсию.
Каждый Модуль это погружение в
экономические темы, которые изучаются в рамках предмета «Обществознания». В
каждом модуле рассматриваются теоретические вопросы. Закрепляющие и обобщающие
занятия предусмотрены в игровой форме.
Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно.
Учащиеся средней школы еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же
экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный
предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в
удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и
увлекательными стартовые шаги в этой области.
В
5 классе, в рамках предмета «Обществознания» во второй
четверти предусмотрено изучение раздела «Семья», где рассматривается такая
тема, как «Семейное хозяйство», а в третьей четверти – «Труд – основа жизни». В
связи с этим, во второй четверти необходимо ввести I
Модуль по Основам финансовой грамотности «Учимся распоряжаться деньгами» (10
часов):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма
проведения |
1 |
Что
такое деньги и их функции |
1 |
усвоение новых знаний |
2 |
Игра
«Копейка рубль бережет» |
1 |
урок-игра |
3 |
Личные
и семейные доходы |
1 |
усвоение новых знаний |
4 |
Ролевая игра «Как увеличить доход» |
1 |
ролевая игра |
5 |
Личные
и семейные расходы |
1 |
усвоение новых знаний |
6 |
Ролевая игра «Куда уходят деньги?» |
1 |
ролевая игра |
7 |
Семейный
бюджет |
1 |
усвоение новых знаний |
8 |
Особые
жизненные ситуации и как с ними справиться |
1 |
усвоение новых знаний |
9 |
Квест-игра
«Семейный бюджет» |
2 |
квест-игра |
В
6 классе в рамках
предмета «Обществознания» в первой четверти происходит изучение таких тем, как
«Человек и его деятельность», «Потребности человека». Предполагается, что в 5
классе обучающиеся уже изучили такие разделы как «Семья», «Родина». Таким
образом, в первой четверти в рамках внеурочной деятельности обучающихся
происходит погружение в тему в рамках II Модуля Основ финансовой
грамотности «Семья
и государство: как они взаимодействуют» (10 часов):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма
проведения |
1 |
Государство – это мы |
1 |
усвоение новых знаний |
2 |
Налоги, которые есть в нашей жизни |
1 |
усвоение новых знаний |
3 |
Деловая
игра «Налоговый инспектор» |
1 |
деловая игра |
4 |
Страхование |
1 |
усвоение новых знаний |
5 |
Деловая
игра «Страховой агент» |
1 |
деловая игра |
6 |
Защита прав потребителей |
1 |
усвоение новых знаний |
7 |
КВН
«Потребитель всегда прав!?» |
1 |
рок-игра |
8 |
Социальные пособия: как они могут помочь в
жизни |
1 |
усвоение новых знаний |
9 |
Игра
«Что? Где? Когда? |
2 |
игра |
В
7 классе в рамках предмета «Обществознания» во второй
четверти изучается большой раздел
«Человек в экономических отношениях», в это же время целесообразно погружение в
рамках внеурочной деятельности в III
Модуль Основ финансовой грамотности «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье»
(10 часов):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Предпринимательство
и предпринимательская деятельность |
1 |
усвоение новых знаний |
2 |
Формы
предпринимательства |
1 |
усвоение новых знаний |
3 |
Собственный бизнес – собственные проблемы |
1 |
усвоение новых знаний |
4 |
Деловая
игра «Бизнес план» |
1 |
деловая игра |
5 |
Реклама и бизнес |
1 |
усвоение новых знаний |
6 |
Деловая
игра «Рекламное объявление» |
1 |
деловая игра |
7 |
С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен |
1 |
усвоение новых знаний |
8 |
Валюта в современном мире |
1 |
усвоение новых знаний |
9 |
Квест-игра «Строим свой бизнес» |
2 |
квест-игра |
В
8 классе в рамках предмета «Обществознание» во второй и
третьей четверти изучается раздел «Экономика». Опираясь на знания полученные
как в рамках курса «Обществознания», так и в рамках внеурочной деятельности по Основам
финансовой грамотности, изученных в 5-7 классах В третьей четверти
целесообразно ввести погружение в предмет через IV Модуль Основ финансовой грамотности «Банки: чем они могут
быть полезны в жизни» (10 часов):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма
проведения |
1 |
Что
такое банк? Банковские услуги |
1 |
усвоения новых знаний |
2 |
Польза и риски банковских карт |
1 |
усвоения новых знаний |
3 |
Игра
«Кто хочет стать банкиром?» |
1 |
урок-игра |
4 |
Кредит: зачем он нужен и где его получить |
1 |
усвоения новых знаний |
5 |
Какой кредит выбрать и какие условия
предпочесть |
1 |
усвоения новых знаний |
6 |
Деловая
игра «Банковский кредит» |
1 |
деловая игра |
7 |
Обмен валют |
1 |
усвоения новых знаний |
8 |
Можно ли выиграть, размещая сбережения в
валюте? |
1 |
усвоения новых знаний |
9 |
Ролевая игра «Идем в банк» |
2 |
ролевая игра |
В
9 классе в рамках курса «Обществознание» изучение Основ
экономики и Финансовой грамотности не предусмотрено. Однако в рамках внеурочной
деятельности в третьей четверти обучающимся предлагается последний, V Модуль «Основы финансовой грамотности».
Учащиеся,
при прохождении этого Модуля повторяют и закрепляют все темы, которые были
изучены ранее в рамках внеурочной деятельности на 10-часовых Модулях по Основам
финансовой грамотности.
Тема |
Кол-во часов |
Форма
проведения |
|
1 |
Принятие финансовых решений. |
1 |
повторение и закрепление |
2 |
Зарабатывание денег. |
1 |
повторение и закрепление |
3 |
Самостоятельная жизнь. |
1 |
повторение и закрепление |
4 |
Личное финансовое планирование. |
1 |
повторение и закрепление |
5 |
Банковский сервис. |
1 |
повторение и закрепление |
6 |
О кредитах. |
1 |
повторение и закрепление |
7 |
Налоги. |
1 |
повторение и закрепление |
8 |
Социальное обеспечение |
1 |
повторение и закрепление |
9 |
Квест-игра «Мои первые шаги в мире финансов» |
2 |
квест-игра |
Таким
образом обучающиеся получат основные знания по Основам финансовой грамотности,
которые помогут им в дальнейшем осуществлять грамотное, разумное финансовое
поведение.
План мероприятий по организации финансового
просвещения
в МКОУ
« Аранинская СОШ им.Р.Г.Гамзатова»
№ |
Мероприятия |
сроки |
Целевая
аудитория |
Ответственные |
I ЭТАП |
||||
1 |
Семинар-совещание
«Введения Основ финансовой грамотности
в образовательных учреждениях» |
январь 2019 |
учителя-предметники,
классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
директор, зам.директра
по УВР |
2 |
Неделя
финансовой грамотности «Единый
урок финансовой грамотности» Круглый
стол «Подрастающее поколение в мире денег» Деловая
игра «Банк идей» Квест-игра
«Экономический калейдоскоп» «Путешествие
в страну Капиталия» Конкурс
проектов «Мой бизнес проект» Тематический
семинар для родителей с приглашением специалистов |
март 2019 года |
1-11классы |
зам.директора
по УВР, зам.директора
по ВР, учителя-предметники, социальный
педагог, педагог-психолог, классные
руководители |
5-11 класс |
||||
10-11 класс |
||||
8-9 классы |
||||
5-7 классы |
||||
1-4 классы |
||||
8-11 классы |
||||
родители |
зам.директора
по ВР классные
руководители |
|||
3 |
Включение
в курс «Профессиональный выбор» лекционных материалов по финансовой
грамотности, проведение деловых игр |
в течение
учебного года |
9 классы |
педагог-психолог |
4 |
Решение
практических экономических задач, связанных с жизненными ситуациями на уроках
математики, экономической географии, информатики |
в течение ученого года |
1-11 |
руководители
ШМО математики, географии |
5 |
Организация
встреч с работниками банков, кредитных организаций, системы налоговых
органов, финансистами и т.д. |
в течение
учебного года |
5-11 |
зам.директора
по УВР |
6 |
Тематический
семинар для родителей с приглашением специалистов |
II п/г 2018-2019 у.г. |
1-11 |
зам.директора
по ВР, классные
руководители |
II ЭТАП |
||||
7 |
Введение
«Основ финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности: I Модуль по Основам финансовой
грамотности «Учимся распоряжаться деньгами» (5 класс) II Модуля Основ финансовой
грамотности «Семья
и государство: как они взаимодействуют» (6 класс) III Модуль Основ
финансовой грамотности «Финансовый бизнес:
чем он может помочь семье» (7 класс) IV Модуль
Основ финансовой грамотности «Банки:
чем они могут быть полезны в жизни» (8 класс) V Модуль
«Основы финансовой грамотности» (9 класс) |
2018-2019 у.г. |
5-9 классы |
учителя
истории и обществознания |
ноябрь-декабрь
2018 г. |
5классы |
учителя
истории и обществознания |
||
сентябрь-октябрь
2018 г. |
6 классы |
учителя
истории и обществознания |
||
ноябрь-декабрь
2018 г. |
7 классы |
учителя
истории и обществознания |
||
февраль-март
2019 г. |
8 классы |
учителя
истории и обществознания |
||
февраль-март
2019 г. |
9 классы |
учителя
истории и обществознания |
Планируемые
результаты
В
результате освоения курса внеурочной деятельности обучающихся по «Основам
финансовой грамотности» должны отражать следующие результаты:
Личностные
результаты:
1.
российскую
гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной;
2.
гражданскую
позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего
свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3.
сформированность
основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
4.
толерантное
сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
5.
навыки
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
6.
готовность
и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни;
7.
бюджетная
грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других
людей, системы.
Метапредметные
результаты:
1.
умение
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2.
умение
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3.
способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4.
готовность
и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических
источников;
5.
умение
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6.
умение
определять назначение и функции различных экономических институтов;
7.
умение
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8.
владение
навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные
результаты:
1.
сформированность
системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2.
понимание
сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии
общества;
3.
сформированность
у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей
активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования
личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4.
сформированность
экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях
относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
5.
развитие
у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг,
которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под
защиты Закона;
6.
владение
навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для
решения практических задач в реальной жизни;
7.
умение
применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика,
вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8.
умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
9.
умение
оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим
проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Естественно,
для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с
новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то
есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том
случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить
и родители. Хотя бы только потому, что некоторые вопросы финансовой грамотности
незнакомы даже взрослым и организация родительских лекториев по финансовой грамотности позволит
родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты
также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как
потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести
качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания
(но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным
делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей
поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.