Актуальность развития финансовой грамотности школьников
обусловлена последствиями социально-экономического кризиса, втягивающего в
экономические отношения и подрастающее поколение.
Финансовая культура в современном
развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым
элементом в системе компетенция и правил поведения. Дети рано включаются в
экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями
в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических
отношениях, овладевая финансовой компетентностью в личном опыте. У
несовершеннолетних возникают ответно-защитные реакции подростков на процесс
самостоятельного разрешения острых финансовых ситуаций, связанный с реализацией
материальных и духовных потребностей.
В современном обществе семья испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов;
растет число разводов; внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи за счет
увеличения количества
непол-ных, материнских, альтернативных, маргинальных семей.
Между тем, каждая вторая российская семья за гранью прожиточного минимума.
Финансовая
грамотность –
достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет
правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Знание ключевых финансовых
понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно
управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов,
избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать
сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых
финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора.
Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
Стоит отметить, что от общего
уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее
экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным
последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства,
частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по
повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной
политики во многих развитых странах. Высокий уровень осведомленности жителей в
области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране.
Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной
задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков
мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.
В России финансовая грамотность
находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в
услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Такая статистика
показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения
необходимо на государственном уровне.
В «Национальной программе
повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации»
отмечается, что подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению,
умению принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую
безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность
внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования и
ресурсом развития государства. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на
котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой
грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном
мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и
учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к
активной жизни в условиях рынка.
В нашей школе, также как и во
многих других школах, учащиеся получают знания по основам финансово грамотности
в рамках обязательного предмета "Обществознание", а также спецкурсов
«Право» и «Экономика». Кроме того, знакомство с финансовой грамотностью
происходит и на таких уроках, как математика, география, информатика,
технология и др. Во время урочной деятельности для решения практических задач
широко применяются задания финансовой направленности, так при знакомстве с
электронными таблицами школьники учатся выполнять расчёты затрат на
коммунальные услуги (свет, воду, газ); учатся планировать, прогнозировать и
экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы.